search
Рус
Укр

Статья

Правда, манипуляция или фейк: правила медиабезопасности.

Pravda-manipulyatsiya-ili-feyk-pravila-mediabezopasnosti-banner

Мы живем во времена, когда потоки информации, получаемой человеком из различных источников, можно сравнить с лавиной. Масса различных слухов, сплетен, версий и новостей стремительно надвигается через СМИ и социальные сети, захлестывает волнами и накрывает нас с головой.

К сожалению, большая часть информации является манипуляцией, призванной вызывать у нас с вами определенные эмоции и управлять нашим сознанием. GreenVision – торговая марка, которая заботится о Вашей безопасности, поэтому, сегодня поговорим о медиагигиене. Как научится отличать правду от фейков и избежать перенасыщения информацией.

Перенасыщение информацией – это огромная проблема, когда мозг заражается вирусными заголовками и престает критически мыслить. Эксперты утверждают, что информационное перенасыщение является причиной множества психологических и социальных проблем.

В 2019 году международные организации USAID и Internews провели исследование, где определили отношение украинцев к СМИ и другим средствам распространения информации. в 2019 году международные организации USAID и Internews повели исследование, где определили отношение.

Кроме того, 4000 участников эксперимента были собраны фокус-группы. Им показали три наиболее распространенные новости и предложили определить фейковую. С заданием справились 11% участников, 68% разобрались в одной или двумя новостями, а 21% полностью провалили задачу.

Как распознать фейковые новости или манипуляции в СМИ:

фейковые новости или манипуляции в СМИ

  1. Заголовок. Вирусные заголовки (шок, сенсация, очередной зашквар и т.д.), широко применяются в рекламных публикациях и совершенно не допустимы для подачи новостей в СМИ. Профессиональные журналисты позиционируют свои публикации заголовками, в которых ясна суть.

  2. Подзаголовок и первый абзац статьи должны совпадать по смыслу с заголовком. В противном случае – это кликбейт, призванный повысить трафик (посещаемость) сайта, а не дать читателю правдивую информацию о событиях.

  3. Изобилие прилагательных и клише в тексте новости. Определения карманные активисты, маргинальный элемент, известный своими настроениями и т.д. используют, чтобы вызвать у читателя реакцию, необходимую заказчику новостей. Это не означает, что новость – откровенный фейк, скорее откровенная манипуляция, которая переключает фокус Вашего внимания.

  4. Призыв к действию. Новость должна сообщать о событии, если в публикации присутствует призывы типа наказать, осудить, заклеймить и др., скорее всего это заказная статья.

  5. Баланс мнений. Согласно международным журналистским стандартам, в статье должны быть представлены мнения всех заинтересованных сторон.

  6. Источники информации. Обращайте внимание, есть ли в статье ссылки на официальные открытые источники информации, которые подтверждают или опровергают инсайдера (имя которого журналист может не называть из соображений сохранения безопасности источника).  Если в статье указано имя эксперта, проверьте надежность этого источника при помощи Googl, каким еще СМИ этот человек давал комментарии.  Помните историю корреспондента Der Spiegel Клааса Релоциуса, который на протяжении семи лет выдумывал сюжеты и героев статей? К сожалению, подобные ситуации не редкость для украинских СМИ, просто об этом никто не говорит вслух.

Как распознать фейки и манипуляции в социальных сетях:

фейки и манипуляции в социальных сетях

  • После прочтения поста вы испытываете сильные эмоции (чаще всего негативные)
  • Текст написан преимущественно капслоком и в нем много эмоционально окрашенных слов
  • Профиль человека, опубликовавшего пост не вызывает у Вас доверия
  • Автор поста не предоставил других доказательств, кроме собственных слов

Как определить фото или видео фейки

 фото или видео фейки

  • Правдоподобность фотографии можно проверить при помощи сервиса поиск по картинке в Googl, который поможет определить первоисточник фото.
  • Проверьте подлинность скриншотов или других изображений, предоставленных автором через специальные сервисы, например http://fotoforensics.com/
  • Обращайте внимание на детали. Состояние зданий, номера машин, одежда могут указывать на несоответствие между изображением и текстом (заголовком) поста
  • Если вбить в поиск Youtube подходящие к видео ключевые слова (теги) без привязки к месту действия и происходящему событию, скорее всего вы сможете найти оригинал видео, вызвавшего подозрения.

Проверяйте информацию и помните, что доверять нужно собственным глазам, проверенным источникам и видеозаписям с камер наблюдения ТМ GreenVision 
Мы желаем всем бодрости, здоровья, оптимизма и хороших правдивых новостей.

Мы рекомендуем