- Как покупателю защитить свои права при помощи камер видеонаблюдения?
- Ситуация №1: Вы случайно разбили или испортили товар на полке магазина и с Вас требуют возмещения ущерба.
- Ситуация №2: Вы в спешке не проверили чек или сдачу, не отходя от кассы, а дома обнаружили недостачу денег или, что Вам пробили в чеке лишний товар.
- Ситуация №3: Охранник в супермаркете подозревает Вас в краже и требует показать содержимое карманов и сумок.
- Места, где в магазинах нельзя устанавливать камеры видеонаблюдения
Как покупателю защитить свои права при помощи камер видеонаблюдения?
Системы видеонаблюдения играют важную роль в обеспечении безопасности, как квартир и домов, так и объектов бизнеса. О преимуществах современных систем видеонаблюдения мы много раз писали в этом блоге.
В этой публикации разберем, в каких случаях покупатели товаров и услуг могут защитить свои права при помощи записей с камер видеонаблюдения.
Ситуация №1: Вы случайно разбили или испортили товар на полке магазина и с Вас требуют возмещения ущерба.
Допустим, что проходя мимо полок в супермаркете, Вы случайно задели и разбили лоток яиц. Через несколько минут к Вам подходят охранник, продавец, администратор и требуют, чтобы Вы оплатили испорченный товар.
Почему это незаконно?
Статья 323 Гражданского кодекса Украины: «Риск случайного уничтожения и случайного повреждения (порчи) имущества несет его собственник, если иное не установлено договором или законом».
Товар, пока он не оплачен покупателем с выдачей соответствующего документа (чек), является собственностью магазина. Следовательно, Вас никто не может заставить платить за имущество супермаркета.
Статья 17, часть 2 «Закона Украины о защите прав потребителя»: « Потребитель имеет право на свободный выбор продукции в удобное для него время с учетом режима работы продавца (исполнителя). Продавец (исполнитель) обязан всячески содействовать потребителю в свободном выборе продукции. Запрещается принуждать потребителя приобретать продукцию ненадлежащего качества или ненужного ему ассортимента».
Более того, за незаконное требование купить тот или иной товар магазин может быть оштрафован.
В каких случаях покупатель обязан оплачивать ущерб?
- Посетитель магазина во время происшествия был пьян или находился под действием наркотиков.
- Товар был испорчен в результате драки или конфликта между покупателями.
- Человек намеренно испортил имущество магазина из-за неадекватной реакции на действия продавца или других людей.
Как доказать, что товар испорчен случайно, а не намеренно?
-
Попросите у администрации просмотреть записи с камер видеонаблюдения. С помощью видео можно проследить последовательность событий и доказать, что в нанесении ущерба магазина не было Вашей вины.
-
Запишите разговор с администратором на видео или сделайте аудиозапись. Напишите заявление на имя директора с описанием проблемы. Его должны принять по установленным правилам (копию заявления с датой и входящим номером оставьте себе).
-
В случае, если супермаркет настаивает на незаконном возмещении ущерба, обращайтесь в правоохранительные органы.
Ситуация №2: Вы в спешке не проверили чек или сдачу, не отходя от кассы, а дома обнаружили недостачу денег или, что Вам пробили в чеке лишний товар.
Если Вы выбросили чек – шансы вернуть деньги равны «нулю».
Если чек сохранился, то и в этом случае сложно будет что-либо доказать. Сложно, но возможно.
Если на честность кассира или администрации магазина нельзя положиться, камеры видеонаблюдения – надежный и беспристрастный свидетель.
ВАЖНО! По действующему законодательству Украины записи с камер видеонаблюдения являются конфиденциальной информацией и могут быть предоставлены только правоохранительным органам. Вызывайте полицию и пишите заявление, подробно описав суть проблемы. Также, напишите запрос о проверки в местные органы по защите прав потребителя.