Как покупателю защитить свои права
- Как покупателю защитить свои права при помощи камер видеонаблюдения?
- Ситуация №1: Вы случайно разбили или испортили товар на полке магазина и с Вас требуют возмещения ущерба.
- Ситуация №2: Вы в спешке не проверили чек или сдачу, не отходя от кассы, а дома обнаружили недостачу денег или, что Вам пробили в чеке лишний товар.
- Ситуация №3: Охранник в супермаркете подозревает Вас в краже и требует показать содержимое карманов и сумок.
- Места, где в магазинах нельзя устанавливать камеры видеонаблюдения
Как покупателю защитить свои права при помощи камер видеонаблюдения?
Системы видеонаблюдения играют важную роль в обеспечении безопасности, как квартир и домов, так и объектов бизнеса. О преимуществах современных систем видеонаблюдения мы много раз писали в этом блоге.
В этой публикации разберем, в каких случаях покупатели товаров и услуг могут защитить свои права при помощи записей с камер видеонаблюдения.
Ситуация №1: Вы случайно разбили или испортили товар на полке магазина и с Вас требуют возмещения ущерба.
Допустим, что проходя мимо полок в супермаркете, Вы случайно задели и разбили лоток яиц. Через несколько минут к Вам подходят охранник, продавец, администратор и требуют, чтобы Вы оплатили испорченный товар.
Почему это незаконно?
Статья 323 Гражданского кодекса Украины: «Риск случайного уничтожения и случайного повреждения (порчи) имущества несет его собственник, если иное не установлено договором или законом».
Товар, пока он не оплачен покупателем с выдачей соответствующего документа (чек), является собственностью магазина. Следовательно, Вас никто не может заставить платить за имущество супермаркета.
Статья 17, часть 2 «Закона Украины о защите прав потребителя»: « Потребитель имеет право на свободный выбор продукции в удобное для него время с учетом режима работы продавца (исполнителя). Продавец (исполнитель) обязан всячески содействовать потребителю в свободном выборе продукции. Запрещается принуждать потребителя приобретать продукцию ненадлежащего качества или ненужного ему ассортимента».
Более того, за незаконное требование купить тот или иной товар магазин может быть оштрафован.
В каких случаях покупатель обязан оплачивать ущерб?
- Посетитель магазина во время происшествия был пьян или находился под действием наркотиков.
- Товар был испорчен в результате драки или конфликта между покупателями.
- Человек намеренно испортил имущество магазина из-за неадекватной реакции на действия продавца или других людей.
Как доказать, что товар испорчен случайно, а не намеренно?
-
Попросите у администрации просмотреть записи с камер видеонаблюдения. С помощью видео можно проследить последовательность событий и доказать, что в нанесении ущерба магазина не было Вашей вины.
-
Запишите разговор с администратором на видео или сделайте аудиозапись. Напишите заявление на имя директора с описанием проблемы. Его должны принять по установленным правилам (копию заявления с датой и входящим номером оставьте себе).
-
В случае, если супермаркет настаивает на незаконном возмещении ущерба, обращайтесь в правоохранительные органы.
Ситуация №2: Вы в спешке не проверили чек или сдачу, не отходя от кассы, а дома обнаружили недостачу денег или, что Вам пробили в чеке лишний товар.
Если Вы выбросили чек – шансы вернуть деньги равны «нулю».
Если чек сохранился, то и в этом случае сложно будет что-либо доказать. Сложно, но возможно.
Если на честность кассира или администрации магазина нельзя положиться, камеры видеонаблюдения – надежный и беспристрастный свидетель.
ВАЖНО! По действующему законодательству Украины записи с камер видеонаблюдения являются конфиденциальной информацией и могут быть предоставлены только правоохранительным органам. Вызывайте полицию и пишите заявление, подробно описав суть проблемы. Также, напишите запрос о проверки в местные органы по защите прав потребителя.
Ситуация №3: Охранник в супермаркете подозревает Вас в краже и требует показать содержимое карманов и сумок.
Охранник или любой другой сотрудник магазина не имеет права обыскивать сумки или предметы одежды без добровольного согласия покупателя.
Почему это незаконно?
Закон Украины "Об охранной деятельности" определяет следующие правила досмотра вещей посетителя:
- Производить обыск покупателя, подозреваемого в краже, могут исключительно сотрудники полиции.
- Охранник может попросить (не потребовать) посетителя добровольно выложить продукты из сумки или показать содержимое карманов.
- Осмотр должен проводиться в присутствии 2-х свидетелей
Что делать, если Вас необоснованно подозревают в краже товара?
- Настоятельно попросите, чтобы Вам показали записи видеонаблюдения с подтверждением факта кражи.
- Не соглашайтесь на обыск и тем более не ходите с охранниками на территорию служебных помещений (комната охраны и др.)
- Вызывайте полицию, если же охранники продолжают настаивать на обыске, грубят или пытаются применить силу.
Места, где в магазинах нельзя устанавливать камеры видеонаблюдения
Согласно с действующим законодательством Украины видеонаблюдение в супермаркетах или других общественных местах должно вестись открыто или с предупреждением.
При входе в магазин должна висеть специальная табличка с предупреждением о том, что ведется видеонаблюдение.
Категорически запрещено устанавливать камеры в:
- кабинках для примерки;
- туалетных комнатах;
- других помещениях, где могут быть нарушены границы приватности посетителя.
Вы смело можете обращаться в полицию, если обнаружили камеры видеонаблюдения в примерочной кабинке или туалете торгового центра.
Камеры видеонаблюдения, установленные в магазине, не только обеспечивают контроль безопасности посетителей и сотрудников, но и помогают улучшить уровень обслуживания покупателей.
Современные системы видеонаблюдения с широкими интеллектуальными возможностями помогают урегулировать спорные вопросы и находить справедливые решения.
Получить бесплатную консультацию, как выбрать качественную систему видеонаблюдения для квартиры, дома, офиса или магазина:
0 800 218 564